Блог «Врач будущего»‎
личная эффективность врач и пациент

Сложный пациент. Как найти к нему подход?

В наших статьях мы неоднократно упоминали, что сложности в коммуникации врача с пациентом – одна из ключевых причин профессионального выгорания. Более того, среди причин увольнения врачей по собственному желанию, собранных в ходе неформальных опросов, одной из лидирующих оказывается проблема общения с пациентами: перекладывание ответственности, неуважение, безалаберность, угрозы и жалобы в вышестоящие инстанции.



Действительно, общение с пациентом – одна из самых важных и сложных задач в работе врача. Поэтому для повышения эффективности работы и защиты себя от синдрома выгорания критически важно понимать механизмы возникновения сложностей в коммуникации и минимизировать их. Об одной из схем, которые могли бы вам помочь, расскажем в этой статье.

Коммуникативная модель Эрика Берна

Вы можете знать Эрика Берна – американского психолога и психиатра – по его книгам, которые стали бестселлерами: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Если не знакомы, настоятельно советуем прочитать! Эта работа поможет прояснить многие моменты, о которых мы будем рассказывать далее.

Согласно Берну, личность формируется в процессе общения и является синтезом трех сторон:
  • Ребенка
  • Родителя
  • Взрослого

Каждая из сторон личности имеет свои характерные черты, а идеальным вариантом является ситуация баланса всех трех составляющих. Но также важно понимать, что разные стороны личности с разной интенсивностью проявляются в жизненных ситуациях – это нормально, но важна релевантность, актуальность доминирующего аспекта личности в конкретной ситуации. В противном случае, поведение может не просто быть неуместным, а привести к нежелательным последствиям.

На то, какой аспект личности будет доминировать в той или иной ситуации, влияет не только индивидуальная предрасположенность человека к какой-то модели поведения, но и сама ситуация, которая заставляет принять какую-то роль. И общение в медицине – одна из тех сфер, где это наиболее хорошо заметно.

Распределение ролей

Роль, которую человек зачастую бессознательно решает принять, обязует его вести себя определенным образом. Конечно, мы не будем снимать с него ответственность за некорректное поведение и перекладывать её на один из трёх аспектов личности. Но как специалисты, которые осознают причины такого поведения, мы можем осознанно пытаться регулировать характер нашей коммуникации с пациентом.

Для этого определим основные маркеры каждой «роли» пациента:
  • «Пациент-ребёнок» принимает пассивную, зависимую позицию. Он зачастую легкомысленно относится к проблеме, пытается слукавить, не выполняет предписаний, обижается и даже «капризничает».


  • «Пациент-родитель» пытается обесценить опыт и мнение врача, настойчиво навязывает свою позицию, командует и поучает, скептически относится к персоналу и отказывается принимать альтернативную точку зрения.


  • «Пациент-взрослый» остается конструктивен даже в сложных ситуациях. Он готов обсуждать проблемы, спрашивает мнение врача и ответственно относится к выполнению его рекомендаций. Что очень важно, он осознает степень важности своей проблемы и привержен плану её решения.


Отметим, что такие же модели поведения характерны и для врачей, о чем мы ещё поговорим немного позже. Сейчас важно отметить, что, хотя позиция «взрослого» очевидно кажется наиболее правильной и оптимальной, путь к ней требует осознанности, желания и времени. Поэтому мы не можем надеяться на «взрослого» в каждом пациенте и должны понимать, как работать с «детьми» и «родителями».

Когда врач ведет себя неконструктивно

Врачи тоже нередко занимают позицию «ребенка» или «родителя», не осознавая, что наше поведение зачастую оказывается ответом на поведение собеседника, поэтому:
  • Занимаемая пациентом позиция может спровоцировать неконструктивное поведение врача: пациент, занимающий позицию ребенка, может спровоцировать врача занять позицию «взрослого» и наоборот.
  • Занимаемая врачом позиция, в свою очередь, провоцирует пациента вести себя соответствующе: «врач-родитель» может как вызвать в пациенте желание встать в позицию «ребенка», так и вступить с ним в конфронтацию с аналогичной позиции «родителя».

Таких комбинаций моделей поведения врача и пациента может быть много, но, когда обе позиции неконструктивны и ни один из участников не осознает причин, коммуникация рискует стать сложным испытанием для обоих.
Именно поэтому врачу так важно работать над поиском баланса, работая над своей личностью, и подбирать оптимальные модели поведения для общения с разными пациентами, с пониманием относясь к их поведению.

Как преодолеть неконструктивные позиции пациента?

Основная задача врача в большинстве случаев – сохранить позицию взрослого, невзирая на попытки пациента быть «ребенком» или «родителем».


Как и в воспитании детей, в работе с пациентами важно осознавать первостепенную важность примера, а не слов. Являясь авторитетной фигурой для пациента и сохраняя конструктивную позицию даже в сложных ситуациях, есть шанс рано или поздно спровоцировать его на аналогичное поведение. Разным людям требуется для этого разное количество времени, но самому специалисту, находясь в позиции «взрослого», будет намного проще переносить все сложности коммуникации и постепенно их минимизировать.

Чтобы общаться со «взрослыми» людьми, сначала нужно «повзрослеть» самим

Надеемся, что предложенная Берном и описанная нами модель поможет вам лучше понять поведение пациентов и свое собственное. Мы убеждены, что рефлексировать, анализировать свои ошибки, принимать несовершенства мира и людей в нем, а также строить адекватные ожидания от общения – это навыки по-настоящему взрослого человека и грамотного специалиста, который способен оставаться конструктивным даже в самых сложных ситуациях и своим примером учить этому других.