В наших статьях мы неоднократно упоминали, что сложности в коммуникации врача с пациентом – одна из ключевых причин профессионального выгорания. Более того, среди причин увольнения врачей по собственному желанию, собранных в ходе неформальных опросов, одной из лидирующих оказывается проблема общения с пациентами: перекладывание ответственности, неуважение, безалаберность, угрозы и жалобы в вышестоящие инстанции.
Действительно, общение с пациентом – одна из самых важных и сложных задач в работе врача. Поэтому для повышения эффективности работы и защиты себя от синдрома выгорания критически важно понимать механизмы возникновения сложностей в коммуникации и минимизировать их. Об одной из схем, которые могли бы вам помочь, расскажем в этой статье.
Коммуникативная модель Эрика Берна
Вы можете знать Эрика Берна – американского психолога и психиатра – по его книгам, которые стали бестселлерами: «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди». Если не знакомы, настоятельно советуем прочитать! Эта работа поможет прояснить многие моменты, о которых мы будем рассказывать далее.
Согласно Берну, личность формируется в процессе общения и является синтезом трех сторон:
Ребенка
Родителя
Взрослого
Каждая из сторон личности имеет свои характерные черты, а идеальным вариантом является ситуация баланса всех трех составляющих. Но также важно понимать, что разные стороны личности с разной интенсивностью проявляются в жизненных ситуациях – это нормально, но важна релевантность, актуальность доминирующего аспекта личности в конкретной ситуации. В противном случае, поведение может не просто быть неуместным, а привести к нежелательным последствиям.
На то, какой аспект личности будет доминировать в той или иной ситуации, влияет не только индивидуальная предрасположенность человека к какой-то модели поведения, но и сама ситуация, которая заставляет принять какую-то роль. И общение в медицине – одна из тех сфер, где это наиболее хорошо заметно.
Распределение ролей
Роль, которую человек зачастую бессознательно решает принять, обязует его вести себя определенным образом. Конечно, мы не будем снимать с него ответственность за некорректное поведение и перекладывать её на один из трёх аспектов личности. Но как специалисты, которые осознают причины такого поведения, мы можем осознанно пытаться регулировать характер нашей коммуникации с пациентом.
Для этого определим основные маркеры каждой «роли» пациента:
«Пациент-ребёнок» принимает пассивную, зависимую позицию. Он зачастую легкомысленно относится к проблеме, пытается слукавить, не выполняет предписаний, обижается и даже «капризничает».
«Пациент-родитель» пытается обесценить опыт и мнение врача, настойчиво навязывает свою позицию, командует и поучает, скептически относится к персоналу и отказывается принимать альтернативную точку зрения.
«Пациент-взрослый» остается конструктивен даже в сложных ситуациях. Он готов обсуждать проблемы, спрашивает мнение врача и ответственно относится к выполнению его рекомендаций. Что очень важно, он осознает степень важности своей проблемы и привержен плану её решения.
Отметим, что такие же модели поведения характерны и для врачей, о чем мы ещё поговорим немного позже. Сейчас важно отметить, что, хотя позиция «взрослого» очевидно кажется наиболее правильной и оптимальной, путь к ней требует осознанности, желания и времени. Поэтому мы не можем надеяться на «взрослого» в каждом пациенте и должны понимать, как работать с «детьми» и «родителями».
Когда врач ведет себя неконструктивно
Врачи тоже нередко занимают позицию «ребенка» или «родителя», не осознавая, что наше поведение зачастую оказывается ответом на поведение собеседника, поэтому:
Занимаемая пациентом позиция может спровоцировать неконструктивное поведение врача: пациент, занимающий позицию ребенка, может спровоцировать врача занять позицию «взрослого» и наоборот.
Занимаемая врачом позиция, в свою очередь, провоцирует пациента вести себя соответствующе: «врач-родитель» может как вызвать в пациенте желание встать в позицию «ребенка», так и вступить с ним в конфронтацию с аналогичной позиции «родителя».
Таких комбинаций моделей поведения врача и пациента может быть много, но, когда обе позиции неконструктивны и ни один из участников не осознает причин, коммуникация рискует стать сложным испытанием для обоих. Именно поэтому врачу так важно работать над поиском баланса, работая над своей личностью, и подбирать оптимальные модели поведения для общения с разными пациентами, с пониманием относясь к их поведению.
Как преодолеть неконструктивные позиции пациента?
Основная задача врача в большинстве случаев – сохранить позицию взрослого, невзирая на попытки пациента быть «ребенком» или «родителем».
Как и в воспитании детей, в работе с пациентами важно осознавать первостепенную важность примера, а не слов. Являясь авторитетной фигурой для пациента и сохраняя конструктивную позицию даже в сложных ситуациях, есть шанс рано или поздно спровоцировать его на аналогичное поведение. Разным людям требуется для этого разное количество времени, но самому специалисту, находясь в позиции «взрослого», будет намного проще переносить все сложности коммуникации и постепенно их минимизировать.
Чтобы общаться со «взрослыми» людьми, сначала нужно «повзрослеть» самим
Надеемся, что предложенная Берном и описанная нами модель поможет вам лучше понять поведение пациентов и свое собственное. Мы убеждены, что рефлексировать, анализировать свои ошибки, принимать несовершенства мира и людей в нем, а также строить адекватные ожидания от общения – это навыки по-настоящему взрослого человека и грамотного специалиста, который способен оставаться конструктивным даже в самых сложных ситуациях и своим примером учить этому других.